Восстановление одноразового двигателя: дело в миллиметрах.
Alusil, Galnikal, Locasil, Nikasil, Silumal — чего автокомпании только не придумают, лишь бы сделать производство технологичнее и дешевле, попутно оптимизировав температурные характеристики блока двигателя. Ресурс? О, на словах он имеет первостепенное значение! Заявлялось и заявляется, что все эти «нанотехнологии», упрочняющие зеркало цилиндров, делают двигатель не менее надежным и ресурсным. Притом что в сборе он едва ли не вдвое легче старых чугунных «динозавров», менее температурно нагружен, отчего мощнее и экономичнее. Дескать, рассчитан на весь срок службы автомобиля, не требует замены поршневых колец, вообще не просит какого бы то ни было ремонта. К сожалению, все без исключения производители умалчивают о том, что срок жизни автомобиля равен гарантийному ну или чуть больше. А при несвоевременном ТО или внешних воздействиях двигатели могут прожить еще меньше. И, само собой, никто не заикается о возможности последующего ремонта. Сейчас подобное — пережиток прошлого. Тем не менее такие агрегаты ремонтируют. Рассмотрим, как это делается, заодно выясним, какие меры поспособствуют большей жизни двигателя и все ли моторы удается восстановить.
Литейные технологии
Блок цилиндров, чтобы превратиться в то, чем он является сейчас, проделал немалый исторический путь. Первые ДВС, как мы знаем, были чугунными, с отдельными цилиндрами и картером.
Чугун был выбран за хорошую механическую прочность, стойкость к истиранию и неподверженность влиянию высоких температур, то есть способность работать при них, не деформируясь. Гильз поначалу не было. Поршни с кольцами работали прямо по блоку, что представляло определенные сложности, когда зеркало цилиндров изнашивалось.
Лучше бы подошел магний — металл легкий и прочный, но редкий и дорогой. Обошлись алюминием, который как материал для блоков начали использовать с 30-х годов прошлого века. То, что он легче чугуна почти в три раза и имеет вчетверо лучшую теплопроводность, знали давно. Крылатый металл отпугивал даже не своей прочностью — невозможностью организовать правильную работу в паре трения стенка цилиндра/поршневое кольцо. Считается, что первые гильзы — из чугуна и «мокрые», которые от тела блока отделяла «прослойка» охлаждающей жидкости — появились именно на алюминиевых двигателях. Те установки не особо устраивали инженеров и менеджеров. В производстве стоили дороже, деформировались от перегревов, у них «раздувало» гильзы в области камеры сгорания и «продувало» прокладки. Поэтому использовали их ограниченно, в спорте. А массовый потребитель продолжал получать чугунные моторы, впрочем, уже с чугунными же гильзами, облегчавшими и удешевлявшими их восстановление.
Во второй половине минувшего столетия вернулись к сочетанию алюминиевый блок/чугунная гильза, но в другом исполнении — научились запрессовывать деталь из одного металла в деталь из другого. Так были получены блоки с сухими гильзами — более жесткие и лишенные проблем, характерных для предшественников. Затем пришло время тонкостенных гильз…
Следующей ступенью эволюции блока стал отказ от гильз. Подобное на некоторых недешевых GT-моделях или в Формуле 1 практиковали еще в 60-70-х годах. Серийно стали использовать с начала 90-х. Названия технологий приведены в самом начале статьи. В случае с Alusil, Locasil и Silumal при изготовлении блока алюминий дополняет кремний (от 17% до 27%). После выплавки блока стенки цилиндров интенсивно охлаждаются, отчего более твердый материал кристаллизуется в этой области. Остатки же алюминия «вымываются» кислотами, оставляя твердую поверхность. Nikasil и Galnikal — это вообще гальваническое покрытие, состоящее из карбида кремния и никеля и более технологичное в производстве. Помимо этого, можно найти информацию о плазменном напылении и лазерном легировании составами из того же кремния, железа, нитрида титана. Есть гальваника с помощью хрома.
Факторы риска
В теории эти покрытия менее подвержены истиранию, чем чугун. Повторимся, в тепличных условиях должны ходить хотя бы не меньше. Но где вы такие видели, особенно у нас в стране. При этом тончайшее напыление либо слой молекул кремния повредить легко. Чем? Вот условия, от которых зависит целостность «нанопокрытия».
— Чистота воздуха, попадающего в камеры сгорания. Тут все понятно — некачественный фильтр и несвоевременная его замена, подсос воздуха через уплотнения впускного тракта в обход «воздушка» приведут к попаданию в цилиндры абразива.
— Состояние катализатора или так называемого катколлектора — нейтрализатора, расположенного сразу за выпускными патрубками. Его керамические соты, повреждаясь или расплавляясь, образуют пыль, которая способна попадать в цилиндры. Это может произойти по ряду причин. Например, от физического контакта корпуса с поверхностью. Либо при попадании в нейтрализатор несгоревшего бензина — при неудачных низкотемпературных пусках или пропусках зажигания, когда топливо собирается в корпусе и, воспламеняясь, спекает соты. Тем более при проникновении туда моторного масла (но эта ситуация уже сама по себе почти критическая). Заправка некачественным бензином тоже сразу или со временем приведет к аналогичному результату. Иногда, чтобы понять повреждения нейтрализатора (после жестких контактов), можно постучать по его корпусу — забренчит. Но то, что керамика спеклась, установить удастся только по появлению check engine. И по последующей проверке давления перед катализатором — если высоко, то в нем пробка из оплавившихся сот. Отчасти о закупорке выпускного тракта можно судить по потере мощности. Хотя на V6 или V8, где тракта два, это замечается далеко не всегда.
— Бензин или, точнее, бензин с содержанием серы. Характерно для блоков с покрытием Nikasil и Galnikal, ныне на «гражданских» моторах не используемым. В ходе химических трансформаций сера превращается в серную и сернистую кислоты, которые разъедают покрытие зеркала цилиндров.
— Моторное масло. Обязательно руководствоваться допусками производителей. Дело не только в пакетах присадок — в содержании той же серы, которая, также попадая в камеры сгорания, способна образовывать агрессивные соединения. Опять же актуально для блоков с покрытием на основе никеля. Впрочем, надо понимать, что тут выстраивается целая цепочка — масло с высокой зольностью и большим содержанием серы наверняка через какое-то время погубит катализатор. А тот, в свою очередь, может приговорить блок. По пакету присадок масло, что смазывает пару трения кремний/сталь, не исключено, отличается от того, что работает в составе чугун/сталь. Ведь чугун имеет пористую структуру, благодаря чему на стенке цилиндра лучше удерживается масляная пленка. В конце концов, не зря, например, европейские компании, увлекающиеся упрочнением стенок цилиндров, строго регламентируют применение того или иного смазочного продукта.
— Вязкость моторного масла. Вроде бы самый простой параметр, однако сколько копий сломано по поводу того, что лить в современные моторы, а что ни в коем случае нельзя. Или все-таки можно? Речь идет о тех двигателях, производители которых регламентируют использование маловязких энергосберегающих масел — от 0W-20 до 5W-30 (например, Honda, Toyota). Споры-то ведутся, даже некоторые дилеры позволяют себе заливать масла с вязкостью 5W-40. Между тем, мы знаем случаи, когда, очевидно, от недостатка смазки повреждались стенки цилиндров.
— Сроки замены моторного масла. Какие бы интервалы ни заявлял производитель (сейчас в России в ходу 15 тыс. км, Европа уже перешагнула через 20 тыс. км), оптимальная периодичность не реже, чем раз в 10 тысяч, а лучше через 7500–8000 км. Это, кстати, куда более важно для двигателей современных, нежели для агрегатов 80–90-х годов. Особенно касательно моторчиков с небольшим объемом и турбонаддувом, где невелики размеры масляного картера и выше, чем у «атмосферников», термические нагрузки. Для масла — особенно жесткие условия, при которых быстро срабатываются пакеты присадок, и оно превращается в кокс.
— Состояние топливной системы, а именно форсунок, конкретно — в составе непосредственного впрыска. Общеизвестно, что детали direct injection, обеспечивающие высокое давление и более качественное распыление топлива, имеют прецизионную точность изготовления. Уничтожить их трущиеся пары одной заправкой некачественным горючим проще простого. И в этом случае совсем неплохо, если из строя выйдет только ТНВД, а его стружка не успеет добраться до форсунок и привести не к распылу — к сливанию бензина в цилиндры. Подобные примеры известны, их итог печален. Из-за смытой топливом масляной пленки кольца начинают работать по зеркалу цилиндра на сухую и задирают его.
В общем-то, все вышесказанное в том или ином виде характерно и для двигателей, лишенных модных «нанотехнологий». С той лишь разницей, что на старые моторы существуют все ремонтные размеры, а замена гильз была заложена технологически. Ремонт же блоков современных агрегатов — иногда почти творческий процесс, не всегда с гарантированным результатом. Давайте обратимся к профильным специалистам. Правда, сразу предупредим — всех секретов люди, работающие в этой области, не выдают и светиться не любят. Конечного клиента обычно не видят, блоки в разобранном виде получают от других сервисов, и сказать точно, что в конкретной ситуации убило мотор, как правило, затрудняются. Впрочем, обо всех «рисках для жизни» мы рассказали. Сейчас же нас интересует, что можно восстановить и как, а за что мастера, если и возьмутся, то не вернут былой надежности и ресурса.
